Первое впечатление — самое главное?.. Или нет?
— Да, оно очень важно, но всего существует 3 этапа в создании впечатления и на каждом есть ошибки, которые допускают почти все! Первое впечатление — это то, что у всех на слуху, и этот этап проходит очень быстро.
И первый этап — это как раз первое впечатление. Распространенная ошибка здесь в том, что многие считают, что первое впечатление формируется в момент непосредственно общения. В 90% случаев это совсем не так. Первый этап вернее было бы назвать «пред-впечатлением». Это самый главный этап, на котором человек воспринимает Вас как комплекс, формируемый из десятка различных сигналов, которые Вы ему посылаете. Что я имею в виду под сигналами? — Невербальные проявления: мимика, жесты, позы, движения, улыбаетесь вы или серьезны, напряжены или расслаблены — весь этот процесс происходит очень быстро и почти полностью бессознательно, в результате чего и складывается первое впечатление.
И это далеко не все…
Дальше идет второй этап — это непосредственно впечатление «момента» — здесь подключаются поведенческие уровни — человек анализирует, как вы двигаетесь, общаетесь, считывает уровень вашей конгруэнтности. Во многом это происходит совершенно неосознанно, но из этого строится в итоге общая картина, человек начинает «чувствовать» можно Вам доверять или нет. И кажется, что это «чувство» зарождается «само», но это не так, — можно оттолкнуть от себя собеседника, а можно расположить.
Пост-впечатление — Что это?
Третий уровень — «пост-впечатление» — это то, что влияет на отношение к Вам очень сильно, но почти никто не задумывается об этом. Дело в том, что мы общаемся с другими людьми вне зависимости от сферы жизни (работа, бизнес, личные отношении, дружеские отношения), стремясь от них что-то получить. Получить в очень широком смысле — это и эмоции от общения, и поддержка, и помощь, и обучение, и, может быть, материальный или деловой интерес. И точно также у другого человека либо есть интерес (в том же широком смысле) к Вам либо его нет.
И как раз на этом этапе человек и принимает решение — ценны ли Вы для него и несете ли вы какую-либо значимость, выгоды в плане выстраивания дальнейших отношений или нет.
И самое главное – что вы делаете и как ведете себя после встречи? Мне даже не передать Вам, насколько важен этот момент в любых отношениях и встречах. Здесь самая главная ошибка в том, что обычно о создании последнего впечатления забывают вообще! Но именно из этого впечатления Вас будут воспринимать в начале следующей встречи!
Так все же, можно ли управлять впечатлением?
Можно! И достаточно просто, а сейчас задам Вам несколько вопросов:
— Знаете ли Вы мнения окружающих людей о Вас? Что Вас говорят, что пишут?
— Какое впечатление Вы создаете у окружающих? И какое хотите создавать?
— Какое впечатление вы оставляете у собеседника после окончания Вашей встречи?
— С каким настроением Вы уходите? С каким настроением он?
— Что вы говорите в последние минуты?
5 уровней персонального бренда
Существует 5 уровней восприятия Вас окружающими людьми. И на этих 5-ти уровнях и формируется впечатление:
Существует 5 уровней восприятия Вас окружающими людьми. И на этих 5-ти уровнях и формируется впечатление.
1. Эмоциональный уровень — другие люди чувствуют наши эмоции, хотим мы этого или нет. Какие эмоции Вы транслируете в большинстве случаев? Приветливость, позитивный настрой или угрюмость и неразговорчивость? Все это сразу же бессознательно чувствует собеседник. И каждый следующий раз Вы будете ассоциироваться у него с теми эмоциями, которые Вы транслировали при беседе.
2. Уровень уникальности — это второй уровень. Мы все уникальны.
Главный вопрос — в чем конкретно это уникальность? Ваши сильные и слабые стороны и их сочетание, а также черты вашей индивидуальности на разных ее уровнях (поведение, внешний вид, стиль общения и т.д.) — это и есть Ваша уникальность. Многие часто хотят изменить черты своего характера, что не всегда оказывается просто, но чтобы обладать уникальностью и выделяться, нужно просто правильно подать ваши слабые и сильные стороны.
3. Личностный уровень - включает описание сути Вашей персоналии, концепт Вашего личного бренда и уровень его преимуществ, а также обещание окружающим и систему ценностей и верований. По сути, личный уровень – это один из самых главных составляющих Вашего бренда, над которым уже надстраиваются остальные уровни.
4. Поведенческий уровень — ваши манеры, движения, мимика, жесты, голос, интонация — все это создает бессознательное впечатление о Вас практически мгновенно.
5. Уровень персональной идентификации — ваша прическа, одежда, цвета, аксессуары, личные атрибуты — сережка, сигара и т.д.
Каков Ваш личный бренд
Все это описывает Ваш личный бренд. Что же такое бренд? Многие думают, что бренд — это логотип или символика, или название компании. Но на самом деле бренд — это… весь комплекс впечатлений о вас или вашей компании в голове ваших клиентов или коллег, друзей или знакомых. То есть, это та картина, тот комплекс впечатлений, которые вы формируете в глазах других людей.
Как выстроить свой персональный бренд?
Я дам Вам несколько простых рекомендаций, которые помогут Вам начать работу с личным брендом без знания теории…
Для начала, если Вы никогда не задумывались о вашем бренде, подумайте о следующем:
1. Четко опишите суть Вашего бренда. Кто Вы, что Вы и о чем Вы? Что вы несете миру и что от Вас можно ожидать окружающим. С этим связана очень интересная тема управления ожиданиями – проще говоря, люди должны четко понимать, что от вас можно ожидать и что можно получить. Притом разные люди хотят получить от вас разные выгоды, и какими бы эти выгоды не были, комплексно это можно описать как ту ценность, которую вы даете людям. Большинство людей никогда не задумываются, какую ценность они могут дать другим. Очень важно прописать все элементы ценности, выделив несколько групп людей или кругов, с которыми вы сталкиваетесь и для каждой группы определить уникальную ценность.
2. Простройте четкую систему личных верований и убеждений. В чем Вы убеждены? Каковы Ваши незыблемые принципы? Во что вы верите? Например, Вы можете быть убеждены, что современное искусство изменит мир к лучшему в ближайшем будущем… )
3. Продумайте уровень ваших преимуществ для целевой аудитории (то есть тех, с кем вы хотите работать или общаться)
4. Подумайте над тем, какое главное сообщение вы посылаете миру. Другими словами, если представить Вас как книгу… Что может быть написано на обложке этой книги?
Избегайте этого!
А теперь несколько ошибок, которых следует избегать при создании нужного впечатления:
1. Желание понравится – как бы парадоксально это не звучало, если вы хотите кому-то понравиться и начинаете прикладывать к этому определенные усилия, часто результат оказывается совсем не таким, каким бы хотелось. Почему так происходит? Вы уже имеете ранее простроенный персональный бренд (каким бы эффективным или неэффективным он ни был) и воспринимаетесь человеком исходя из этого комплекса. Желание же выпрыгнуть из себя и понравится человеку, как правило, на некоторое время разрушает систему, создает дисбаланс. В качестве примера, вспомните отношения с противоположным полом (если вы очень хотите понравиться, как раз понравится в итоге и не получается…). Вы, наверное, хотите задать вопрос – но как же тогда нравиться? Просто необходимо комплексно проработать систему, на которой построен ваш личный бренд и создать поддерживающие элементы нового впечатления.
2. Непостоянство в поведении, эмоциях или ценности, которое вы даете людям. Вспомните крупные компании и известные бренды (Кока-Кола, Apple, Mercedes) – они постоянны и люди всегда знают, чего от них ожидать, они понимают, что бренд не изменит своего направления и не станет вместо колы продавать, например, макароны. Попросту говоря, Вы должны быть постоянны в своих мнениях, должны иметь устойчивую в долговременной перспективе систему жизненных ценностей и систему убеждений. Если вы меняетесь слишком быстро или часто, люди будут относиться к вам с опаской.
3. Непостоянство в эмоциях - ваши эмоции неустойчивые, эмоциональный уровень прыгает. Это не лучшим образом влияет на восприятие вас другими людьми. Эмоциональный уровень вашего бренда – один из важных элементов, который делает ваш бренд уникальным и позволяет другим людям выделять вас из толпы.
4. Отсутствует четкое сообщение, которое вы посылаете миру. Сообщение – это то, что вы транслируете людям вокруг Вас своим поведением, словами, жестами, эмоциями. В хорошо простроенном личном бренде все элементы сообщения поддерживают друг друга, а не распадаются, как например: когда ваше тело показывает одно, слова совсем другое, одежда третье. В итоге результат общения с вами для собеседника будет совершенно непредсказуем. Сообщение может быть комплексное, но в данный момент и в данное время – оно должно идти четко и к собеседнику и быть для него значимым, понятным и нужным в этот промежуток времени.
5. Непонимание целевой аудитории – под целевой аудиторией, как и в корпоративном брендинге, я имею в виду группы людей, с которыми Вам бы хотелось иметь отношения (личные или рабочие). Как правило, неумение создавать нужное впечатление наблюдается у людей, которые напрочь не знают свою целевую аудиторию. То есть, сообщение их персонального бренда не попадает его прямому потребителю. Происходит расстрел «личной рекламой» всех и вся, но совершенно не тех, кто является идеальным потребителем этого сообщения.
6. Туннельное видение – человек видит себя только с одной стороны (например, своей внешности), но не понимает, что финальное впечатление от его бренда – это комплексная вещь, которая зависит от множества факторов и требует комплексной интегрированной проработки.
7. Непонимание «Зачем». Одна из серьезных ошибок – непонимание человеком, зачем он делает то, что он делает. Понимаете ли Вы, для чего вы делаете свою работу или определенный шаг в своей жизни, и в чем смысл этого шага для вас самих и как это отразится на вашем бренде в дальнейшем?
И самое главное, подумайте про отличие. Любой бренд имеет кардинальное отличие от окружающих брендов (конкурентов). Какое Ваше главное отличие от окружающих? Можете ли Вы его назвать? Возможно, этих отличий будет 3-5… Но это должны быть очень сильные отличия, иначе Вас будет сложно запомнить и сложно выделить из толпы.
А теперь небольшое упражнение:
Представьте, что Вы посылаете информацию о себе в крупное западное агентство, которое работает со специалистами в вашей области и возможно нуждается в ваших знаниях. Но условие подачи информации о себе такое, что информация о вас не должна превышать размер 1й SMS'ки. Попробуйте написать о себе такую SMS'ку, которая бы показала вашу яркую уникальность, передала суть вашей личности и показала выгоды работы с вами для этой компании.
Читать дальше: модель личности бренда